Эволюция франчайзинга

BondarenkoПо данным исследовательской организации FRANdata, в прошлом году 45 крупнейших франчайзинговых сетей увеличили доходность своих акций на 23,2%. В чем же секрет стабильного развития франчайзингового бизнеса в США?

Татьяна Бондаренко, глава комитета по вопросам экономики
Федерации франчайзинга Украины

В начале 2013 года в журнале Forbes была опубликована статья Кароль Тайс с интригующим названием «Не остановить бизнес-модель, которая побила S&P 500». В ней представлен график, показывающий, что рост акций франчайзинговых компаний на биржах побил свой же рейтинг роста на S&P 500*. По данным ежеквартальной отчетности аналитической фирмы FRANdata, в топ-10 стремительно развивающихся франшиз включены: 6 компаний сети фастфуд и недорогих ресторанов с высоким качеством обслуживания, компания по прокату автомобилей Avis Budget и другие франчайзинговые бренды в сфере услуг, доступных для большинства населения.

Как франчайзинговая паутина на протяжении многих лет поддерживает экономику США и насколько значима ее доля? Разобраться в этом вопросе невозможно без рассмотрения истории развития данной бизнес-модели в этой стране.

Эволюция франчайзинга

Многие считают, что основателем франчайзинга был Исаак Зингер, который создал швейную машину Singer. Однако в действительности концепция такой бизнес-модели возникла намного раньше.

Термин «франчайзинг» происходит от фр. franchisage – льгота, привилегия. Некоторые элементы франчайзинга наблюдались еще в Средние века, когда местные правители давали льготы своим гражданам, например, на проведение ярмарок, давали разрешение торговать на рынках и управлять паромами (сфера услуг).

Если же говорить о франчайзинге, который приближен к нашему времени, то можно сказать, что его официально признанным основателем является Исаак Зингер, изобретатель и производитель известной во всем мире швейной машинки Singer. В 1851 году его фирма подписала письменные соглашения (договоры) с дистрибуторами, предоставив им право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. Кстати, договоры, которые заключила компания, стали основой для современной версии договора франшизы.

Позднее появились франшизы на предоставление некоторых видов коммунальных услуг, обслуживание трамваев. Использовать данную модель стали и автомобилестроительные заводы, для того чтобы быстро и эффективно расширять географию продаж. За ними появились франшизы в сегментах розничной торговли, а также ресторанов. Наиболее известные на сегодня рестораны – это Kentucky Fried Chicken (начали работать в 1930 г.), Dunkin Donuts (1950 г.), Burger King (1954 г.) и McDonald's (1955 г.).

Франчайзинг до сих пор рассматривается как формат среднего и малого бизнеса, хотя, оцени¬вая рыночную стоимость всемирно известных франчайзинговых сетей, можно утверждать, что это огромный бизнес. Однако он до сих пор работает по правилам малого бизнеса.

Малый бизнес в США

Малый бизнес активизировался в период Второй мировой войны. В то время доукомплектовывалось и наращивалось производство для военной обороны на крупных промышленных предприятиях, а маленькие компании становились неконкурентоспособными.

Чтобы помочь малому бизнесу участвовать в военном производстве и дать ему финансовую жизнеспособность, в 1942 году Конгресс создал Корпорацию малых военных заводов (Smaller War Plants Corporation (SWPC). SWPC предоставляла прямые кредиты частным предпринимателям, заинтересовывала крупные финансовые институты, чтобы сделать кредиты доступными для небольших компаний, и лоббировала интересы малого бизнеса перед федеральными агентствами по закупкам и перед крупным бизнесом.

SWPC расформировали после войны, и кредитование со всеми договорами и полномочиями было передано в Финансовую корпорацию по реконструкции (Reconstruction Finance Corporation (RFC), которая была создана по инициативе президента Герберта Гувера еще в 1932 году, для реализации федеральной программы кредитования предприятий большого и малого бизнеса, а также для преодоления финансового кризиса в период великой депрессии. Корпорация развивалась под личным контролем преемника Гувера – президента Франклина Д. Рузвельта – и была укомплектована персоналом из числа наиболее способных и преданных работников администрации президента.

Во времена Корейской войны Конгрессом было принято решение о создании еще одной организации военного времени для решения проблем малого бизнеса – Администрации малых оборонных заводов (Small Defense Plants Administration (SDPA). Ее функции были аналогичны направлению деятельности Корпорации малых военных заводов (Smaller War Plants Corporation (SWPC), за исключением того, что вопросы принятия решений по кредитованию оставались в компетенции Финансовой корпорации по реконструкции (Reconstruction Finance Corporation (RFC). Адми¬нистрация малых оборонных заводов определяла и сертифицировала компании, которые могли бы качественно выполнять работы по государственным контрактам, а также давала заключения и рекомендации Финансовой корпорации по реконструкции (RFC). В это же время Управление малого бизнеса (Office of Small Business (OSB) при Министерстве торговли, полагая, что отсутствие информации и опыта является основной причиной отказов в финансировании малого бизнеса, выпускало информационные листовки и проводило консультации по управлению бизнесом для частных предпринимателей.

К 1952 году было принято решение ликвидировать Финансовую корпорацию по реконструкции (RFC). Для реализации важных функций, которые ранее выполняли несколько вышеприведенных агентств и организаций, президент Дуайт Эйзенхауэр предложил создать новое агентство – Администрацию малого бизнеса (Small Business Administration (SBA).