Франчайзинг в Казахстане

imagesСложно сказать сколько именно лет франчайзинг применяется в Казахстане, но одно точно – за последние 3 года он обрел особую популярность, как со стороны инвесторов, так и со стороны национальных брендов, которые готовятся или уже развиваются по модели франчайзинга.

Первые бизнес идеи по модели франчайзинга были реализованы в 1994 году. В далекие 90-е года по сублицензии турецкого франчайзи был построен завод Coca-Cola. Чуть позже по франчайзингу был открыт отель под известным во всем мире франчайзинговым брендом международной сети «Hayatt Regency». Постепенно шаг за шагом франчайзинг стал внедряться в предпринимательскую среду Республики Казахстан. Сегодня количество франчайзинговых объектов превышает 1000, построено 150 партнерских сетей. Представлены бизнесы России, разных стран Европы, США (лишь американских сетей в стране 36, в которые входит 250 франчайзинговых точек). И это далеко не предел, рынок продолжает развиваться!

Спрос, определяет предложение
photo_Indianouomo_1Как правило, рынок формируется исходя из потребностей потенциальных клиентов. Спрос во многом определяет успешность того или иного бизнеса. Сегодня операторы констатируют, что наибольшая активность наблюдается в сегменте товарного франчайзинга. В Казахстане по модели франчайзинга открываются новые магазины промышленных товаров, например, одежды, парфюмерии. Преимущество отдается европейским и российским франшизам. В связи с этим развивается и рынок недвижимости – все более популярны становятся риелторские услуги, строятся торговые и торгово-развлекательные центры.

Отдельно хочется отметить, что, несмотря на сложность тиражирования медицинского бизнеса, спрос все же заставляет развиваться медицинские центры количественно и качественно. Смеем предположить, что в скором времени мы увидим предложения национальных проектов в данной сфере.

Franch FranceВостребованы среди предпринимателей Казахстана и ресторанные франшизы. Конечно, по популярности, лидирующие позиции занимают франшизы с мировым именем и успешной историей на протяжении не одного десятка лет. Среди них: Starbucks, Subway, Mc Donalds. На втором месте – франшизы стран СНГ (преимущественно, России и Украины).

Стоит отметить, что у рынка франчайзинга в Казахстане наблюдается интересная особенность – сублицензионность. Большинство владельцев международных брендов предпочитают сотрудничать с местными предпринимателями не напрямую, а через российские или турецкие компании, которые владеют мастер-франшизой (субфраншизой). Местные франчайзи в таком случае становятся субфранчайзи.

Откуда бизнес?

Сегодня на казахстанском рынке франчайзинга представлены и активно работают бизнесы из разных стран мира. Львиная доля предложений поступает от российских франчайзеров. Более того, по оценке экспертов, их число будет продолжать расти. Практика показывает, что российским франчайзерам местные предприниматели больше доверяют. Им более понятны и близки примеры, которые используют представители бизнеса, демонстрируя эффективность как франчайзинга в целом, так и отдельного бизнеса, реализуемого по данной модели. Однако это не означает, что для других стран – территория закрыта. Значительная доля франшиз принадлежит франчайзерам из США.

Доминирующие позиции российских франшиз объясняется не только некоторой схожестью менталитетов и одним языком. По мнению экспертов, причины могут быть и в том, что казахстанские бизнесмены не особенно активны на международном рынке франчайзинга. Кроме того, в стране недостаточная для некоторых бизнесов плотность населения, немногочисленный потребительский рынок, что не особенно привлекает иностранных инвесторов. Тем ни менее, несмотря на меньшее число иностранных бизнес-проектов, американские франшизы приносят большой оборот. Им принадлежит львиная доля в общем обороте франчайзинга.

Сегодня можно констатировать, что большинство франшиз – иностранные. Однако в Казахстане работают франчайзеры, создавшие собственную сеть, вышедшие на международный рынок. Речь идет об авторском доме высокой моды «Куралай». Известный дизайнер и стилист Куралай Нуркадилова вывела свой бренд на международный уровень, которые представлен в Москве и Париже. Модели этого дизайнера демонстрируются на одном подиуме с Escada, Valentino и Lacroix. И это не единственный бизнес, который, по мнению экспертов, имеет потенциал выйти на международный рынок.

Ложка дегтя в бочке меда…

Не смотря на достаточно комфортные экономические условия и законодательство, в Казахстане существует ряд проблем, препятствующих более активному развитию рынка франчайзинга. Вот основные:

  • довольно высокая цена на недвижимость, что существенно увеличивает объем инвестиций, необходимый для открытия бизнеса, а в некоторых случаях, делает его просто нерентабельным;
  • отсутствие отдельных льгот и преференций для франчайзинга;
  • недостаток информации о франчайзинге, как о «качественном предпринимательстве».

В стране накопилась огромная денежная масса, которая, как правило, направлена не на развитие бизнеса, а на приобретение недвижимости. Не многие люди вовлечены в предпринимательскую деятельность. Возможно одна из причин – соседство с Китаем. Очевидно, что с этой страной, где можно приобрести все и очень дешево, сложно конкурировать по себестоимости товара.

Еще одна проблема, которая снижается предпринимательскую активность – невозможность приобрести франшизу в кредит. В виду сложившейся ситуации, многие франчайзинговые предприятия начинают приносить прибыль только через 1-4 года. С существующими процентными ставками, которые предлагаю казахстанские банки, брать заем разумно только под бизнес, основанный на купле/продаже. В такой ситуации возможным оптимальным решением может стать консолидация и объедение нескольких участников для открытия нового бизнеса.

Казахстан – одна из немногих стран постсоветсткого пространства, где принят специальный закон в сфере франчайзинга - «Закон о комплексной предпринимательской лицензии». Кроме этого, данная бизнес-деятельность регулируется Гражданским Кодексом.