Терминология франчайзинга

Франчайзинг - это форма длительного коммерческого сотрудничества компаний, при котором одна компания (правообладатель торговой марки) передает другой компании/частному предпринимателю право на продажу своих (или части своих) товаров, услуг и др., с использованием торговой марки, фирменного стиля, новых технологий, деловой репутации, маркетинговых технологий с соблюдением определенных качественных характеристик, по разработанной схеме, в четко установленном месте, под определенным товарным знаком.

Франчайзер / правообладатель – правообладатель торговой марки (ТМ) - организация, которая предоставляет свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему во временное пользование своему партнеру.

Франчайзи / пользователь - лицо, купившее франшизу и ведущее бизнес на основе права по франшизе для ведения бизнеса по системе Франчайзинга.

Соискатель франшизы / перспективный франчайзи / потенциальный франчайзи - физическое лицо, желающее получить права по франшизе.

Франшиза - это комплекс исключительных прав, включающий права на использование интеллектуальной собственности, включая товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение, промышленные образцы и образцы, охраняемые авторским правом, а также технологию ноу-хау (секрет производства) и коммерческую тайну, передающихся во временное пользование правообладателем ТМ своим партнерам - франчайзи.

Торговая марка (товарный знак / знак обслуживания) – обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием. Является интеллектуальной собственностью правообладателя.

Паушальный взнос – единоразовый платеж за право пользования торговой маркой, операционной системы и стандартов ведения бизнеса (ноу-хау) в оговоренный в индивидуальном порядке срок после заключения договора франчайзинга.

Роялти — это ежемесячные/ежеквартальные/ежегодные платежи, полученные в качестве вознаграждения за предоставление права пользования зарегистрированного знака на товары и услуги (торговой марки).

Рекламный взнос, рекламный пай - регулярные отчисления на ряду с роялти на обеспечение рекламной и маркетинговой деятельности франчайзера в общенациональном масштабе.

Франчайзинговый пакет – комплект документов и методологий, регламентирующих единые стандарты организации и работы предприятий франчайзинговой сети. Наличие франчайзингового пакета позволяет франчайзи работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.

Мастер франшиза – эксклюзивные права на развитие всей системы франчайзинга с возможностью продажи другим предпринимателям и предприятиям, получать от них оплату (роялти) на закрепленной территории. Как правило, мастер франшиза продается на страну.

Договор франчайзинга - договор, по которому Франчайзер предоставляет Франчайзи комплекс необходимых прав с целью изготовления и (или продажи) определенного вида товара и (или) оказание услуг под товарным знаком (или фирменным наименованием) в течение определенного периода времени и на определенной территории. Предмет Договора франчайзинга - право на использование объектов права интеллектуальной собственности (товарных знаков, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн, методов ведения бизнеса и т.д.), коммерческого опыта и деловой репутации. В России используется договор коммерческой концессии.

Защищенная территория, эксклюзивная территория, исключительная территория – территория, на которую распространяется право пользования товарным знаком, стандартами ведения бизнеса, изложенных во франчайзинговом пакете, согласно договору франчайзинга.

НОУ-ХАУ / секрет производства– информация, знания, опыт, приобретенные франчайзером и неизвестные другим лицам. НОУ-ХАУ передаются франчайзи с целью эффективного развития им бизнеса.

Раскрытие информации – До подписания договора франчайзер обязан предоставить франчайзи сведения о франшизе:

  • информация о франчайзере (название, адрес, торговая марка, используемая при эксплуатации франшизы);
  • данные о сроке и опыте использования франшизы;
  • «история судебных тяжб» с информацией обо всех судебных процессах, связанных с франчайзером и его должностными лицами;
  • данные обо всех существующих франчайзи, а также о франчайзи, расторгнувших франчайзинговый договор с указанием причин расторжения;
  • данные об интеллектуальной собственности, права пользования которой передаются лицензией, а также размера территории, на которой она действует;
  • финансовые аспекты франчайзингового договора, включая данные о размере платежей, размеры инвестиций в предприятие франчайзи;
  • условия расторжения и продолжения договора, уступки прав и обязанностей по договору.

В Евросоюзе в 2002 году принят Закон о раскрытии информации (MODEL FRANCHISE. DISCLOSURE LAW, Rome, September 2002) - Модель Франчайзинга. Закон о раскрытии информации. Этот Закон является основой для регулирования отношений и норм ответственности за раскрытие коммерческой информации припродаже франшизы. Полный перевод Закона о раскрытии информации Вы можете заказать в компании Triarh International.

Консультационная поддержка франчайзера – согласно договору франчайзинга, франчайзер осуществляет консультационную поддержку по организации и ведения бизнеса, подбору и оценке персонала, формированию ассортиментного наполнения и др. в зависимости от направления деятельности.

Рекламная поддержка – рекламная/PR/промо кампания по обеспечению узнаваемости ТМ на национальном и локальном уровне.

Кодекс этики франчайзинга - сборник важнейших принципов взаимоотношений для практиков франчайзинга, который, в свою очередь, не заменяет собой соответствующих национальных законов.

Кусаинова Зауре Кабеновна

 Досжанова Адемы Мадениятовна

тел. : +7-701-785-46-46

e-mail : ceo@triarh.com 

 тел. : +7-777-099-93-17

e-mail : office@triarh.kz